Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группы компенсирующей направленности, имеющими разный уровень речевого развития, строится мною на основе программы коррекционно – развивающей работы для детей дошкольного возраста (с 4 до 7 лет). Автор программы Нищева Наталья Валентиновна.
Программа позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, всестороннее развитие их ителлектуально – волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы и такие личностные качества, как любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность. Одной из основных задач Программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует готовность к обучению в школе. Кроме того, Программа имеет в своей основе также принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп по всем направлениям работы, что позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие. Основой планирования коррекционной работы в соответствии с требованиями Программы является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, - что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольников и согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы во всех возрастных группах.
Учитывая возрастные, характерологические особенности детей с ОНР, выраженный речевой негативизм, сниженную эмоциональную активность, с первых же занятий создавала у ребенка хороший настрой, желание «играть» (заниматься) с логопедом, активно контактировать с ним. Успех первых шагов во многом определяется тем, насколько ярко заинтересовала ребенка, организовала увлекательную для него ситуацию, создала стимул для подражания.
Как считает Безрукова С.А., одним из ведущих направлений коррекционно-логопедического воздействия по коррекции общего недоразвития речи у дошкольников является формирование лексико-грамматических средств языка. Реализация данного направления осуществляется в Непосредственной образовательной деятельности, образовательная область - коммуникация.
Подгрупповую организованную коррекционно-развивающую деятельность в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР проводила в соответствии с Программой четыре раза в неделю по подгруппам. Продолжительность – 20 минут и в старшей группе и 25 минут в подготовительной к школе группе. В каждой подгруппе были дети с разным уровнем общего и речевого развития, с тем чтобы плохо говорящие дети могли слышать речь своих сверстников, ориентироваться на их ответы. Предлагаемые конспекты, Н.В Нищевой, подгрупповых логопедических занятий для детей с ОНР содержат по десять этапов работы и обеспечивают организованную коррекционно-развивающую деятельность достаточной динамикой. Смена видов деятельности, включение в работу всех анализаторов делают данную деятельность более эффективной и интересной для детей. В ходе организованной коррекционно-развивающей деятельности развивала словарь детей. Уточняла и расширяла запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности. Учила группировать предметы по признакам их соотнесённости и на этой основе развивать понимание обобщающего значения слов. Расширяла глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных личными и возвратными глаголами, приставочными глаголами. Учила различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов по их назначению и по вопросам какой? какая? какое?, обогащать активный словарь относительными прилагательными со значением соотнесения с продуктами питания, растениями, материалами; притяжательными прилагательными, прилагательными с ласкательным значением. Обеспечивала усвоения притяжательных местоимений, определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных и их использование в экспрессивной речи. Расширяла понимание значения предлогов и активизировала их использование в речи. Учила сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечивала понимание и использование в речи слов – синонимов и слов – антонимов.
Так же в ходе организованной коррекционно – развивающей деятельности формировала и совершенствовала грамматический строй речи следующими задачами.
Обеспечить усвоение и использование в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в единственном и множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов настоящего времени, глаголов мужского и женского рода прошедшего времени. Обеспечить практическое усвоение некоторых способов словообразования и на этой основе использование в экспрессивной речи существительных и прилагательных с уменьшительно – ласкательными суффиксами, существительных с суффиксами -онок, -енок, -ат, -ят, глаголов с различными приставками. Научить образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные и притяжательные прилагательные. Сформировать умение пользоваться несклоняемыми существительными. Совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже. Совершенствовать умение составлять простые предложения по вопросам , по картинкам и по демонстрации действия, распространять их однородными членами. Сформировать умение составлять простые предложения с противительными союзами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Для закрепления полученных знаний в течении недели, с учетом лексической темы, каждой семье предлагаю карточку. В каждой карточки представляю несколько речевых заданий, упражнений, игр по одной теме, делая акцент на овладение лексико – грамматическими категориями. Это позволяет добиться значительного обучающего эффекта. В своей работе по развитию словаря и грамматически правильной речи использую конспекты комплексных занятий «Разноцветные сказки».
Имеющиеся пробелы в усвоении нового материала, и по результатам обследования, устраняю в ходе индивидуальной работы с каждым ребенком отдельно. Предлагая ребенку поиграть в следующие игры по развитию лексико – грамматической стороны речи. «Два и пять», «Один, одна, одна», «Назови ласково», «Подбери чашки к блюдцам», «Составь букет», «Оденем кукол на прогулку», «Упрямые слова», «Скажи наоборот».
Организуя предметно – пространственную развивающую среду для детей старшей группы компенсирующей направленности с ОНР в кабинете логопеда учла, что старший дошкольный возраст является сенситивным периодом развития речи. Л. С Выготский отмечал, что в этом возрасте происходит соединение речи с мышлением. Речь постепенно превращается в важнейший инструмент мышления, поэтому именно в старшей группе сделала акцент на развитие словаря, усвоения лексико – грамматической стороны речи.
Для развития лексико – грамматической стороны речи детей с ОНР мною была подготовлена картотека игр и упражнений по развитию данного направления. В картотеке представлены задания, направленные на формирование у детей грамматического строя речи. Задания содержат упражнения и игры, которые можно провести с детьми для усвоения ими основных грамматических категорий русского языка.
Был систематизирован речевой материал по лексическим темам. Для каждой темы подобраны игры, упражнения, задания по следующим направлениям:
1. Развитие словаря;
2. Формирования грамматических представлений:
- упражнения на словообразования;
- упражнения на словоизменение;
- употребление предлогов;
- составление предложений разной структуры с постепенным усложнением.
Таким образом развитие лексико – грамматического строя речи у детей с ОНР – одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания. Решение этой задачи предполагает формирование и развитие словаря и грамматически правильное оформление речевого высказывания для осуществления полноценной деятельности общения со взрослыми и сверстниками.